Психолог использует симптоматический подход. Выявлен симптом, и работа выстраивается над устранением симптома или усвоением компенсаторных механизмов.
Например, если ребенок медленно читает, психолог подбирает упражнения на улучшение скорости чтения, улучшения концентрации внимания, расширение поля зрения, работа с частями слова и словами, слоговыми таблицами. Цель работы психолога - улучшение когнитивных функций ребенка.
При таком же запросе нейропсихолог выявляет слабые нейропсихологические факторы, которые формирует симптомокомплекс. Нейропсихологический фактор является связующим понятием между психическими функциями и мозгом. В мозге нет психической функции – есть физиологический механизм обработки информации. Дефицит может быть один, а нарушений психических функций может быть много.
Разберем на примере трудностей с чтением. Нейропсихолог обратит внимание на утомляемость ребенка, артикуляцию, зрительное и слуховое восприятие, как ребенок понимает и запоминает информацию, как ребенок переключается с одного с одного элемента на другое, особенности переработки информации, достаточно ли сформированы межполушарные связи и направит коррекцию в работе по устранению трудностей чтения исходя из уровня работы (норма, слабость или дефицитарность) всех участвующих в этом процессе нейропсихологических факторов.
Для того, чтобы определить уровень работы нейропсихологических факторов, проводится нейропсихологическая диагностика.
Нейродиагностика проводится по запросу родителя и начинается с беседы о том, как протекало развитие ребёнка. Потом ребенок выполняет задания и упражнения, с правильным чередованием, чтобы он не уставал и ему было интересно. Используются около 20 проб, продолжительность - полтора часа. Пробы направлены на то, чтобы увидеть и зафиксировать уровень развития нейропсихологических факторов, от которых зависит, как ребенок усваивает новые навыки, как у него работает память, мышление, как развито пространственное восприятие, способность к переключению с одной задачи на другую, скорость и качество этого переключения. Какие стратегии (правополушарные или левополушарные) ребёнок использует чаще. С пяти лет устанавливается латеральный профиль ребенка.
В конце диагностики специалист рассказывает родителям о нейропсихологическом статусе ребенка, ссылаясь на качество выполнения проб, которое зафиксировано в карте диагностики и дает рекомендации - как можно помочь ребёнку развить тот или иной дефицитарный фактор.
В случае необходимости могут быть проведены нейрокоррекционные занятия, включающие упражнения на развитие дефицитарных факторов, например межполушарного взаимодействия, пространственного фактора, кинетического фактора и других.
Основное преимущество нейропсихологичской коррекции, специальных упражнений, в том, что она будет построена не только на развитии когнитивных функций (корковые зоны, расположенные в задних отделах больших полушарий), но и на развитии нейродинамического фактора, кинетического фактора, фактора регуляции и контроля, уровня межполушарного взаимодействия, то есть активируется работа мозга.