Мы живем в цифровом мире, в котором гаджеты «завоевывают» все больше человеческого времени, пространства и ресурсов. Электронные устройства и технологии - смартфоны, планшеты, интернет, заметно изменили не только мир взрослых, но и мир детей. Современные дети растут и развиваются, получают информацию, учатся, находят друзей, отдыхают и развлекаются вместе с гаджетами. Однако, факт все большего отказа от взаимодействия с другими людьми в пользу гаджетов вызывает у родителей чувство тревоги за будущее ребенка.
По мере роста и развития ребенка у родителей возникают вопросы, которые так или иначе касаются использования гаджетов. С какого возраста давать ребенку доступ к планшету, компьютеру, интернету и играм на телефоне? Сколько времени ребенку можно играть? Нужно ли контролировать пользование гаджетами? Если малыш к трем годам освоил игру на телефоне, хорошо это или плохо?
Яркая картинка на экране, движущиеся предметы, музыкальное сопровождение – все это привлекает внимание ребенка. Интерес ребенка к электронным устройствам проявляется и благодаря родительскому примеру, когда родители часами «сидят» в телефоне на глазах у ребенка. Средства массовой информации формируют мнение родителей, что компьютерные игры полезны, они развивают ребенка, учат взаимодействовать с техникой. Тем самым подчеркивается только положительные эффекты использования гаджетов. Но родители видят и отрицательные стороны использования ребенком гаджетов. Ребенок не хочет заканчивать игру, остро реагирует на выключение мультика, много времени проводит за планшетом и его сложно чем-то еще заинтересовать.
Педагоги, психологи и нейропсихологи диагностируют негативные последствиями раннего «включения» в детскую жизнь гаджетов.
Если «с пеленок» родители регулируют вопросы о гаджетах, то подростковом возрасте легче будет договориться. Но не всегда. Родителям школьников приходится решать задачи посложнее. «Ребенок не расстается с телефоном», «Подросток в интернете до поздней ночи», «Ребенок предпочитает телефон «живому» общению», «Игровая зависимость».
Функционально телефон или планшет - средство общения, получения информации и способ развлечения. Здесь взгляды родителя и ребенка совпадают. Тогда откуда возникает конфликт интересов? Ответ на поверхности. Родитель - взрослый и ответственный, у него сформированы волевые и мотивационные установки, а у школьника нет. Родитель может отложить телефон, гаджет, а ребенку сложно.
Самая эффективная рекомендация для родителей школьников - установить правила пользования телефоном и другими гаджетами. И лучше это делать в доверительной обстановке.
Объясните своему ребенку, что его телефон – зона ответственности родителей. Ребенок - не совершеннолетний и его права поэтому ограничены. Пользоваться телефоном и/или интернетом он может только с согласия родителя. Купить сим карту или подключить интернет может только взрослый.
В родительской компетенции установить время пользования телефоном и регулярно контролировать его исполнение. Рекомендуемое время – до двух часов в день, но если ребенок использует гаджет для учебы, то время может увеличиться. Для мотивации и солидарности родители могут продемонстрировать ребенку личный пример, в виде самоконтроля времени использования своего телефона.
Научите ребенка правилам безопасности в интернете. Например - никому не давать личную информацию о себе и родителях, не заходить на «подозрительные» страницы. Установить запреты – слишком просто и неэффективно, важно доходчиво объяснить ребенку возможные последствия несоблюдения правил безопасности в интернете.
Функция контроля контента – тоже родительская. Несмотря на меры Роскомнадзора, в интернете продолжают появляться сайты, призывающие к деструктивному поведению детей и подростков. Такие сайты мотивируют детей на суицидальные действия, причинение вреда своему здоровью, сексуальные действия, зависимое поведение (наркомания, алкоголизм, игровая зависимость).
Сохраняйте доверительные отношения со своим ребенком! Интересуйтесь, какие сайты, программы, фильмы и игры ему нравятся. Это позволит Вам не только контролировать, но и активно общаться с ребенком на интересующие его темы – «говорить с ним на одном языке» или понимать, чем живет ваш ребенок. Для профилактики вовлечения в деструктивные группы инициируйте с ребенком разговоры на темы: в чем смысл жизни, что такое счастье, любовь, доброта, являются ли деньги главным в жизни – помогите ребенку сформировать мировоззрение. Формируйте у вашего ребенка критическое мышление, которое позволит ему научиться самому фильтровать информационный поток.
С поддержкой родителя ребенок обязательно справиться и освоит этот бескрайний цифровой мир, научиться использовать время, пространство, информацию, освоит эффективное применение гаджетов, как удобных помощников для реализации своих жизненных целей и задач. И не забывайте про ключевой момент - личный пример грамотного и эффективного пользования гаджетами.
Успехов в воспитании детей и эффективных решений!