Заказать звонок
Спасибо
Мы уже получили ваше сообщение и скоро свяжемся с вами!
Сообщение директору

Почему ребенку бывает трудно учиться

Автор статьи: Сопова Юлия Валерьевна Психолог-консультант, подростковый психолог, семейный психолог.
Опыт практической работы: 10 лет.

Все родители желают своим детям самого хорошего. В список «хорошего» чуть ли не первым пунктом обязательно входит хорошая, а ещё лучше отличная учёба, ставшая в нашем обществе основным критерием детской успешности и состоятельности. «Будешь учиться на одни «пятёрки» («12»)- эта установка, хоть однажды, да звучала для каждого из нас. И, при этом, трудности в обучении – наиболее распространенная проблема обращения к детскому психологу, психотерапевту, репетитору, специальному педагогу.

Рассмотрим с позиции детского психолога, что же может быть причиной плохой учёбы. Оказывается, что неудовлетворённость учёбой ребёнка учителем или родителями- не всегда проблема ребёнка, и не всегда родители сами могут понять, что же в самом ученике мешает способности усваивать школьные знания. Разобраться в этом чаще под силу только специалисту, в компетенции которого увидеть школьные проблемы ребёнка, как минимум, с трёх точек зрения.

Источники «плохой учёбы» - это прежде всего:

  • особенности самого ребёнка- его интеллект и эмоциональное развитие;
  • школа (например, недостаточное преподавание, особенности личности учителя);
  • семья(например, патологизирующие установки родителей).

 

Интеллектуальные, личностные особенности ребёнка

Принято считать, что психические процессы, обеспечивающие умственную деятельность и являющиеся составными частями интеллекта (память, внимание, мышление), развиваются сами собой в ходе учебы.

Родители редко занимаются развитием «отстающих» психических функций ребенка, так как не всегда могут объективно оценить, что же конкретно мешает учиться лучше. В школе, к сожалению, также нет возможности тщательного выявления слабых и сильных сторон психического развития ученика и часто умственные способности ребенка оцениваются прежде всего по характеристикам развития школьных навыков - чтения, счёта и письма.

Причинами же проблем в обучении или «нарушений в обучении» разной степени выраженности часто является дисфункция ЦНС. Неврологическое обследование, включая электроэнцефалограмму, иногда не может обнаружить ничего, кроме неясных или пограничных отклонений от нормы. В этих случаях, было решено, что более подходящий термин в этих случаях — «минимальная мозговая дисфункция», так как при этом нет доказательств того, что существуют очаговые нарушения в мозге. Минимальная мозговая дисфункция — незначительное нарушение деятельности головного мозга, которое может проявиться в виде разной степени выраженности дислексии (трудности в овладении чтением), дисграфии (трудности в овладении письмом), дискалькулии ( трудности в овладении счётом), гиперактивности, задержки психического развития, или менее выраженных по значимости нарушений - слабой графо-моторной координации, нарушении фонематического слуха. Сейчас детей с условно неврологическим диагнозом и не всегда резко выраженными интеллектуальными проблемами становится всё больше и больше…

Особое беспокойство возникает, когда из-за этого ребенок не может успешно учиться. Самая частая проблема учеников, которую иногда очень точно диагностируют сами родители- невнимательность и рассеянность. Причинами этого явления могут быть низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, его концентрации и устойчивости, преобладание игровой мотивации учения, другие психологические причины.Часто плохое внимание- симптом синдрома гиперактивности. Если рано не провели диагностику, возможны вторичные нарушения- снижение самооценки. И коррекционные меры не стоит откладывать до тех пор, пока не начали разрушаться самооценка и позитивная мотивация ребёнка.

Эмоциональные проблемы ребёнка

Эмоциональные проблемы ребёнка также могут тормозить успешную учёбу. Многие дети с задержкой развития имеют эмоциональные нарушения, а многие дети с неврологическими нарушениями — серьезные личностные проблемы. Особенно это касается тех случаев, когда умственная задержка или неврологический дефект не глубокие и развитие ребенка не слишком отклоняется от нормы. Высокая тревожность, агрессивность, неуверенность в себе могут становиться источником для школьных проблем.

Причины плохой успеваемости часто кроются и в «чисто психологических» причинах. Это и интеллектуальная пассивность как проявление сниженного уровня познавательной деятельности и несформированность положительной мотивации к учебной деятельности. Причины нежелания учиться могут быть разными в зависимости от возраста, конкретной ситуации в классе.

Школьная ситуация

Важны отношения в классе, взаимоотношения с учителем, профессионализм педагога. Если в классе «не модно» учиться хорошо, то принятие одноклассников может быть завоёвано плохой учёбой. Если учитель злится и раздражается на неудобного ребёнка с плохим вниманием и расторможенностью в поведении, то неизбежно обострение ситуации - ухудшение учебных результатов за счёт того, что ребёнок начинает всё больше вести себя в соответствии с приписыванием ему роли «плохого мальчика», «козла отпущения». Если учитель не стремиться понять причины плохой успеваемости, не использует педагогических методов или приёмов в обучении, проблема только усугубится. А ведь существуют конкретные рекомендации учителю, как действовать, если в классе есть ученик с гиперактивностью.

Семья

Довольно часто причины, вызывающие нарушения в школьной деятельности, объясняются семейными, родительскими установками. Дети отражают эти установки, подчиняются им, хотя иногда эти установки даже не высказываются вслух. Родители с нормальным отношением к процессу обучения передадут это отношение ребенку, но, бывает, родительские установки мешают нормальной учёбе.Вот несколько вариантов таких установок:

1. Жизнь в семье, где ребёнок «должен», подчиняется строгому ежедневному распорядку и этапам программы достижений. Как правило, такая семья жестко ориентирована на социальное одобрение. В отношениях же родителей к детям одобрение, похвала, радость папы и мамы в существенной степени зависят от того, что сделал и что не сделал ребенок. Собственная тревога родителей направляется по пути повышенной активности по поводу собственных детей. Этот процесс носит и характер компенсации, неосознанного стремления к самореализации - «у меня не всё складывается, зато у него всё будет ОК”. Компенсатором собственной нереализованности назначается ребенок. Обычно дети чувствуют, когда глубокая поглощенность родителей школьными делами имеет мало общего с подлинным интересом к ним, и больше связана с собственными потребностями родителей. Такой ребенок, не осознавая того, может реагировать плохой учебой.

В одной из семей центром такой проблемы оказалась мама. По её настоянию 9-летний сын учится в языковой школе в ситуации 4 языков (русский, украинский и два иностранных ).Мальчик не успевает практически по всем предметом , отказывается писать на уроках. Не обладая достаточными вниманием и памятью, но при этом хорошими мыслительными способностями, он не справляется с такой языковой нагрузкой(помимо основной). Учебная мотивация не просто отсутствует, а принимает протестные формы. К сожалению, учитель не поддерживает ребёнка. Однако мама, напуганная усугубившейся ситуацией, пришла к детскому психологу и поняла свою роль в проблеме сына. Анализ интеллектуальных возможностей ребёнка, их несоответствие прежде всего маминым притязаниям, позволило не только дать родителям понимание происходящего, но предпринять ряд действий по изменению ситуации и облегчить жизнь ребёнку, прежде всего удалив из его жизни губительную ситуацию неуспешности.

2. У детей могут быть разные причины злиться на своих родителей, не обязательно сознаваемой, и эта враждебность может выражаться в школьной неуспеваемости.

Восьмилетний мальчик злиться на свою мать, которая после трагической смерти отца вышла замуж. Его протест заключается в нежелании выполнять школьные требования, не только учебные, но и требования взаимоотношений с детьми. Игровая терапия, в процессе которой мальчик «пережил» травматические события своей жизни, привела к значительному улучшению его школьной ситуации.

3. Чрезмерно заботливые родители, выполняя домашние задания за ребенка превращают его в не способного самостоятельно учиться, не умеющего выделять главные вещи, и не способного брать на себя ответственность за обучение. Бессознательная установка родителей сохранить ребенка в состоянии младенца сказывается на ребёнке. Они лишают его чувства удовлетворения от самостоятельных действий, решения проблем – опыта, делающего учебу в школе более приятной и интересной и усиливающую желание учиться, а главное, в соответствии с этими бессознательными установками, провоцируют неудачи.

4. Потерять интерес к обучению ребёнок может в результате эмоциональной депривации. Родители- трудоголики, например, уделяя мало внимания ребёнку, обращают внимание только на возникающие проблемы. Ребёнок вдруг обнаруживает, что, когда он учится хорошо, он получает мало внимания со стороны родителей, а в центре внимания оказывается, когда получает плохие оценки. Поскольку дети легче переносят наказание, чем полное игнорирование, ребёнок начинает пользоваться плохой учёбой как способом привлечения внимания.

Существует множество других психологических факторов и ситуаций, которые могут препятствовать успешной учёбе. Очень важно понять, что происходит, выявить источники неуспеха, провести точную дифференциальную диагностику, а потом уже начать действия по изменению. Тем более, что в психологическом арсенале детского психолога их достаточно много.

Морозова Ирина Михайловна, детский психолог

Нужна помощь?

Консультация детского психолога

Запись на услугу
Почему ребенку бывает трудно учиться
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Комментировать